Старый автобус, задействованный под избирательный участок на юго-западе недалеко от универсама «Волгоград». Фото Vytoki.net

Старый автобус, задействованный под избирательный участок на юго-западе недалеко от универсама «Волгоград». Фото Vytoki.net

Через референдум к диктатуре

Александр Лукашенко в 1996 году провел очередной референдум по изменению Конституции, поставив целью укрепление собственной власти, которой угрожали те депутаты Верховного Совета, которые были в жесткой оппозиции к нему с момента избрания президентом.

Председателя Центральной избирательной комиссии Виктора Гончара, который сопротивлялся проведению референдума, Лукашенко снял еще накануне проведения голосования, заменив на лояльную Лидию Ермошину.

Проведенный, как утверждали оппоненты Лукашенко, с большими нарушениями законодательства референдум дал белорусскому президенту более широкие полномочия, что позволило ему ликвидировать независимость других ветвей власти — Верховного Совета, Конституционного суда и Контрольной палаты. Вместо однопалатного Верховного Совета появлялось двухпалатное Национальное собрание Республики Беларусь, а значит, состав депутатов должен был кардинально обновиться.

«Гончар не подпишет протокол референдума». Вырезка из газеты

«Гончар не подпишет протокол референдума». Вырезка из газеты

Первый состав нижней палаты парламента был полностью назначен Лукашенко из числа депутатов Верховного Совета, которые поддерживали его политику. Таким образом депутатский мандат сохранили 110 депутатов из 199-ти, избранных в 1995 году.

За бортом

В урезанном составе Верховный Совет продолжал действовать параллельно с Палатой представителей и считал себя единственным легитимным представительным органом, а действия Лукашенко квалифицировал как захват власти неконституционным путем, хотя никакой реальной власти больше не имел. С начала 1997 года число депутатов на его заседаниях не превышало 50 человек. Фактически «парламентские сессии» превратились в собрания оппозиционных депутатов.

Александр Лукашенко в 1998 году. Фото: Holger Hollemann picture alliance via Getty Images

Александр Лукашенко в 1998 году. Фото: Holger Hollemann picture alliance via Getty Images

С помощью референдума-1996 Лукашенко не только расширил свои полномочия, но и «обнулил» свой пятилетний срок, который ранее отсчитывался с 1994 года. Воспользовавшись тем, что по старому расчету полномочия президента заканчивались 20 июля 1999 года, остатки Верховного Совета назначили новые президентские выборы. 

Депутаты наивно полагали, что на их инициативу должны быть заложены средства в бюджете на 1999 год. Известно, что в бюджете лукашенковской Беларуси ничего подобного и быть не могло. Провести полноценные выборы без государственных денег и влияния на исполнительную власть на местах было невозможно. От идеи, однако, не отказались, выборы решили проводить за счет добровольных пожертвований.

Виктор Гончар

Виктор Гончар

Остатки Верховного Совета «вернули» на прежнюю должность председателя Центральной избирательной комиссии Виктора Гончара, в нее вошли представители Белорусского народного фронта, Объединенной гражданской партии, Белорусской социал-демократической грамады, Белорусской ассоциации журналистов, а также независимых профсоюзов. 

Работа по подготовке выборов велась подпольно, а «возрожденный» ЦИК даже не имел постоянного помещения. Были определены сроки сбора подписей за выдвиженцев и формирования избирательных комиссий. Официальные лица игнорировали этот альтернативный орган.

Но западные представители выражали поддержку инициативе Верховного Совета, который все еще считали легитимным органом. В Беларусь к выборам вернулись западные послы, покинувшие страну после дипломатического скандала в Дроздах в 1998 году.

Михаил Чигирь пожимает руку Кебичу в Верховном Совете

Михаил Чигирь пожимает руку Кебичу в Верховном Совете

Группа ОБСЕ провела встречи с председателем Верховного Совета Семеном Шарецким, а также Виктором Гончаром и бывшим премьером Михаилом Чигирем, который объявил о намерении баллотироваться на этих выборах.

Позняк и Чигирь

Зенон Позняк в 1996 году. Скриншот видео

Позняк, опасаясь ареста, еще в 1996 году уехал вместе с соратником Сергеем Наумчиком из страны. КГБ Беларуси пыталось его вернуть из Украины, но та отказалась выдать политика.

Зенон Позняк, несмотря на риск, успел еще раз вернулся в страну на Чернобыльский путь, после чего чудом избежал ареста, когда ОМОН окружил и взял штурмом офис БНФ. Политик вновь выехал за границу, позже получив убежище в США.

Накануне избирательной кампании 1999 года в Варшаве состоялась встреча Михаила Чигиря и Зенона Позняка.

Они договорились, что победитель ограничит президентские полномочия и проведет новые парламентские выборы, но меморандум не подписали, так как Позняк требовал внести пункт о прекращении отношений с Россией, на что Чигирь не согласился.

«В последнее время я получил достоверные агентурные данные из этой же организации, так сказать, КГБ, что Гончар в Латвии был завербован ФСБ. Они приехали ко мне в Варшаву …» — рассказывал после «Нашей Ниве» Зенон Позняк.

Сторонники Позняка забросали перед выборами информацию о московской инспирации Чигиря, которая не находила никакого подтверждения. К тому же российские СМИ оставили без всякого внимания альтернативные выборы, вместо того чтобы освещать мероприятие, на котором должен был победить их «ставленник».

А вот белорусские власти на альтернативные выборы внимание обращали и всячески пытались противодействовать. Белорусские партии, а также белорусские СМИ, освещавшие это событие, получили официальные предупреждения от государственных органов. На белорусском телевидении показала ряд пропагандистских передач, в которых на сборщиков подписей «охотились» сотрудники милиции.

30 марта 1999 года, за день перед регистрацией кандидатов в президенты, Михаил Чигирь был арестован. Он был обвинен в злоупотреблении служебными полномочиями, превышении власти и служебных полномочий, халатности.

Михаил Чигирь перед арестом. Скриншот видео 

Михаил Чигирь перед арестом. Скриншот видео 

Тем не менее Центральная избирательная комиссия под руководством Гончара 31 марта 1999 года зарегистрировала обоих кандидатов в президенты. Инициативная группа Позняка собрала 114 тысяч подписей, а Чигиря — 132 тысячи.

В этот же день в больницу с диагнозом «кровотечение в мозг» попал один из лидеров белорусской оппозиции, заместитель председателя Верховного Совета Геннадий Карпенко, который после проведенной операции умер 6 апреля. Его смерть казалась загадочной и выглядела как устрашение оппозиции. 

Поскольку создать избирательные участки во враждебных условиях было невозможно, ЦИК решил провести голосование с 6 по 16 мая путем обхода избирателей. Это никак не соответствовало международным стандартам, но отступать уже было поздно.

Один кандидат в СИЗО, второй за рубежом — в таких странных условиях начались альтернативные выборы.

Голосование в импровизированном автобусном «участке». Фото Vytoki.net

Голосование в импровизированном автобусном «участке». Фото Vytoki.net

Сразу после начала голосования Позняк отказался от участия в выборах и призвал членов БНФ выйти из избирательных комиссий. Выборы стали безальтернативными и превратились в политическую акцию.

Об их массовости при тех вызовах и угрозах, которые стояли перед белорусской оппозицией, говорить не приходилось. Тем не менее 19 мая на пресс-конференции председатель ЦИК Гончар объявил, что в выборах участвовали аж 53,2% избирателей, но потом признал их недействительными из-за нарушений.

Эти цифры выглядят малореальными — с учетом того, что после снятия Позняка БНФ фактически вышел из процесса голосования. Но на» Нашей Ниве « тогда находили весомые подтверждения такому широкому охвату населения: 

«Второй вопрос — о фальсификации числа собранных голосов, мол, они нереальны. Стоит представить себе, что 10 тысяч сборщиков по всей стране в течение 10 дней ходят по квартирам. Им нужно собрать каждому по 350-400 голосов, т. е. всего по 35-40 в день. Кто когда-нибудь делал такие обходы, поймет, почему они собирали больше. А то, что ходили, — об этом свидетельствуют репрессии-задержания, штрафы-по всей стране».

Позняк до последнего верил, что эти выборы могут изменить ситуацию:

«Если бы мы провели эти выборы, если бы, скажем, разведка не сработала, то мы имели бы реального президента. Мы бы в этом году Лукашенко выгнали.

Но они это все положили на ноль. Их задача была использовать Народный Фронт, так как нет другой организации, сами бы они не организовали. Почему они ко мне приехали? Потому что нужно, чтобы я ушел, и нужно чтобы Фронт подключить, без меня невозможно. Они открыто об этом сказали».

Последствия

Выборы, которые должны были если не свергнуть Лукашенко, — на что сил, очевидно, было недостаточно, — то хотя бы закрепить лидерство в оппозиционном движении и поддержать к нему внимание населения, привели к расколу. 

Еще 17 мая Позняк подверг резкой критике деятельность ЦИК и его председателя Гончара, обвинив организаторов в провокации.

Ивонка Сурвилла, Зенон Позняк, Василь Быков, Сергей Наумчик на праздновании 85-летия провозглашения БНР в Праге в марте 2003 года. Фото: narodnaja-partyja.org

Ивонка Сурвилла, Зенон Позняк, Василь Быков, Сергей Наумчик на праздновании 85-летия провозглашения БНР в Праге в марте 2003 года. Фото: narodnaja-partyja.org

«Поскольку глава ЦИК Гончар, в любой ситуации они делают президентом Чигиря. Как только Чигирь становится президентом, ему создают информационное поле соответствующее, международное и под него начинают подтягивать всю эту маргинальную кричащую массу, всех этих там шушкевичей, Шарецких и всю эту странную публику, за которыми ничего не стоит. И объявляется что вот образовалась оппозиция, вот уже есть президент», — объяснял замыслы внешних сил Позняк.

Сам политик, однако, подвергся критике за авторитаризм со стороны своих бывших соратников по БНФ. Этот кризис привел к расколу партии на консервативно-христианскую Партию БНФ во главе с Зеноном Позняком и Партию БНФ во главе с Винцуком Вячоркой.

По мнению белостокского историка Евгения Мироновича, «выборы завершились очередным поражением антирежимного лагеря. Взаимные обвинения обоих кандидатов в президенты Позняка и Чигиря свели выборы к фарсу. Поссоренная оппозиция еще раз показала недостаток организованности и решительности в мерах на свержение диктатуры».

Пикетчики держат в руках портреты Виктора Гончара и Анатолия Красовского. Фото: belaruspartisan.by

Пикетчики держат в руках портреты Виктора Гончара и Анатолия Красовского. Фото: belaruspartisan.by

В сентябре 1999 года Виктор Гончар вместе со своим другом бизнесменом Анатолием Красовским пропали без вести. Как стало известно в последние годы — обоих похитили и убили сотрудники спецподразделения МВД Беларуси. 

Михаилу Чигирю посчастливилось больше. Через год он был приговорен к трем годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на два года. Но уже в конце 2000 года это решение было отменено. В 2001 году Чигирь пытался принять участие в официальных президентских выборах, но не сумел собрать необходимое количество подписей избирателей.

Клас
9
Панылы сорам
4
Ха-ха
2
Ого
5
Сумна
16
Абуральна
6